Стоимость перевозки
Рассчитать стоимость таможенного оформления
06 декабря 2018
Статьи

Всего лишь адрес?!

Каждой транспортной компании рано или поздно придется столкнуться с одной из фундаментальных информационных проблем управления транспортным бизнесом, и она будет эволюционировать по мере роста числа заказов, сотрудников и машин. Речь об обработке большого количества данных. Да-да, те самые данные, что вы в том числе, уверены, предоставляли вашему менеджеру по перевозке. Объем и вес груза, его характер и габариты и, конечно, географические данные. То есть место отправки и назначения. И наверняка не задумывались, что от точности, своевременности и актуальности этих данных зависит логистика предприятия и, как следствие, его эффективность, а значит, успешность выполнения заказов.

2018-1--min.jpg

Причем чем больше предприятие, тем эта зависимость больше.

Вот смотрите. Если вы обращаетесь в небольшую транспортную компанию, то, скорее всего, бизнес там устроен так: автопарк из трех тягачей, на одном из которых рулит собственник предприятия, он же диспетчер и логист. Никакой учетной системы, кроме таблицы Excel, нет. Потому что на этом этапе нет смысла делать в это значительные вложения. А что, собственно, наши геоданные, то есть адреса загрузок, местонахождение машин и остальное? С этим никаких проблем. Объем данных слишком мал. Все под контролем.

Ситуация меняется, если в компании 50 машин. Тут уже все сложнее, информационные системы (все, что касается логистики: бухгалтерия, кадры и остальное — в расчет не берем) устроены, как правило, так:

  • тягачи оборудованы блоками навигации (сейчас это недорого);
  • есть некая система слежения за парком из офиса с картографией;
  • диспетчеризация машин (контроль сроков выполнения заказов, планирование и т. д.) или объединена с системой слежения, или существует отдельно;
  • система учета поступающих и выполняемых заказов — это или еще одна, отдельная система, или она может включать в себя предыдущие.

Если 50 машин работают на международных перевозках, то в неделю компания будет принимать примерно 40 заявок. Адреса занесут в учетную систему и будут использовать или просто как текстовые данные при планировании, или им еще присвоят координаты (вручную или с помощью сторонних сервисов), и эти координаты будут отображаться на системе картографии.

В любом случае при таких объемах не составит труда следить за правильностью вносимых данных (при наличии регулярных маршрутов они еще часто будут повторяться). Качество планирования и контроля при этом пока не сильно зависят от абсолютной достоверности геоданных. Всего два диспетчера без проблем могут контролировать движение всех машин, владеть ситуацией в целом, и какая-нибудь орфографическая ошибка в названии города загрузки не собьет их с толку.

А что же дальше? Будет расти число заказов, количество машин, адресов откуда и куда едут грузы, придется набрать побольше людей — и все, делов-то? Не совсем так. Представьте: бесчисленный парк машин, разветвленная сеть филиалов, тысячи перевозок. Скорее всего, общая архитектура информационного пространства остается прежней. Но из-за выросшего на порядок количества заказов и неизбежного разделения объемов между менеджерами и подразделениями уже возникают потребности в общем управлении и контроле, чтобы каждый не работал сам по себе.

2018-schemetr-min.png

И вот тогда начинают появляться такие функции:

  • разделение зон влияния подразделений, ведь все не могут работать везде, в разных странах своя специфика, свои особенности ценообразования и т. д. — нужна специализация;
  • тарификация — необходимо предоставлять клиентам цены на перевозки автоматизированно, в ответ на запрос с адресами и затем контролировать в системе соблюдение исполнителями установленных правил ценообразования;
  • даже если тарифы жестко не зафиксированы, нужно контролировать пиковые значения, ведь когда кто-то сильно отклоняется от средних по компании цен — это повод для беспокойства;
  • необходимо вести мониторинг текущих цен по разным регионам/направлениям для маркетинговых целей;
  • текстовые данные о местонахождении машин (для диспетчеризации и информирования клиентов) — скорее всего, для преобразования координат GPS уже приходится пользоваться платными услугами картографических сервисов, ведь машин уже много и география перевозок сильно разрослась;
  • если машины не разделены на специализированные по географии перевозок колонны, нужно как-то сохранять целостность парка в плане исполнения заказов, то есть если вдруг заявка на перевозку есть в филиале, в котором нет подходящей машины (по дате или месту высвобождения), то это не должно быть проблемой — нужно просто и легко передать этот заказ в другой филиал, в котором машина есть;
  • вопросы безопасности: если где-то что-то случилось, то об этом должны знать все и впредь никто не должен наступить на те же грабли.

Это начинает хорошо работать, когда выстроены все процессы, а менеджеры обладают достаточной квалификацией и хорошо знают свои должностные инструкции. И во всех системах должны быть данные о перевозках безупречного качества, поскольку нужно эффективно взаимодействовать большому количеству сотрудников, которые, как правило, работают далеко друг от друга. И не в последнюю очередь важны те самые наши данные о географии перевозок.
Почему? Потому что любая неточность в простом адресе может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Вот только часть из них.

  • Менеджер случайно завел дубль населенного пункта, заполнил адрес, а в этом же месте была когда-то загрузка проблемного контрагента, который перерегистрировался и пытается снова нечестно заработать — оповещение об опасности не сработало, потому что для системы это совершенно другой адрес.
  • В компании установлено, какие подразделения могут брать загрузки из определенного региона, а какие нет, но кто-нибудь вдруг случайно обманул систему и внес адрес вне зашитой в логику ограничений зоны.
  • Та же ситуация с тарифами: автоматизированный контроль за соблюдением правил перестает работать, если система не понимает, какие адреса относятся к установленным тарифным зонам, а какие нет.
  • Мониторинг цен — нужно иметь возможность объединять заказы по географии отправок-доставок, а это невозможно, если у всех адресов нет правильной структуры и координат. Соответственно понять, какой сейчас уровень цен из какого-нибудь региона, крайне сложно — адреса, которые совсем рядом система не сможет объединить в одну группу.
  • Заказы можно попросту терять: менеджер из другого филиала не поймет, что есть свободная машина рядом с потенциальным местом загрузки, если система не понимает, что загрузка и машина находятся недалеко друг от друга.

Как видите, значение таких простых вроде бы вещей, как правильные адреса, в масштабах большой компании становится весьма впечатляющим. Следовательно, постоянная и кропотливая работа по занесению данных и их модерации просто необходима. Сегодня это единственный путь к возможности построить эффективный и конкурентоспособный транспортный бизнес.

Поэтому недавно в нашей компании стартовал проект по изменению всей схемы работы с геоданными. Было найдено решение, практически полностью закрывающее все источники ошибок и дающее некоторые дополнительные возможности.

Ошибки в структуре адресов? В названиях населенных пунктов? Дубли в городах, регионах? Сложности с проверкой возвращаемых вам координат? Долой все проблемы! Мы просто убрали возможность заводить неправильные и повторяющие друг друга данные. В итоге система начинает работать автономно, быстро и без лимита на количество запросов.

Руководитель проектов развития «ТРАСКО» Александр Пятибрат